Биографическая драма Джулиана Шнабеля «Баския» (1996)
Фильм удался, благодаря отличной актерской команде — Дэвид Боуи (в роли Энди Уорхола), Бенисио Дель Торро, Деннис Хоппер, Гари Олдмен, Уиллем Дефо, Клер Форлани и Джеффри Райт и качественному саундтреку, в который вошли: PJ Harvey, Joy Division, Tom Waits, David Bowie, The Pogues, Van Morrison, John Cale
Картина посвящена драматической жизни художника-неоэкспрессиониста Жана-Мишеля Баския: становление, слава и саморазрушение, — и все на фоне артистической жизни Нью-Йорка начала 80-х годов XX века. Баския умер 12 августа 1988 года от передозировки героина в возрасте 27 лет. За свою короткую творческую жизнь он достиг славы и богатства, хотя практически не научился пользоваться ни тем и ни другим. Биографический фильм по сути таковым не является. Собранные отрывки из жизни художника подтверждают мысль о том, что творчество — это состояние души, а в чем осуществится этот дар свыше, не имеет особого значения.
Авторы сумели передать богемную атмосферу Нью-Йорка тех лет и обрисовать людей, создавших ее. Картина безусловно заслуживает внимания тех, кто интересуется историей современного искусства.
***
После недолгого увлечения граффити, к Жану-Мишелю Баскиа пришла слава. Граффити было основной арт-формой безденежного Нью-Йорка 70-х годов. Однако Баскиа никогда не был частью граффити тусовки в Бронксе. Его работы в стрит-арте недвусмысленно предназначались для жителей Сохо, что означает, что искусство в основном привлекало внимание креативного класса, жившего в центре. Это сработало. Всего за два года в начале 80-х Баскиа прошел путь от неординарного райтера, известного под именем SAMO, до участника до галерейных выставок, цены на работы которого составляли сотни тысяч долларов.
Все, кто встречал Баскиа, отмечали его амбициозность, его стремление заявить о собственных творческих устремлениях (его символикой, и символом копирайта, которым он помечал все вокруг себя была корона). Когда он обратился к живописи на холсте, он сохранил свой нервный стиль, подсказанный граффити, но приправленный референциями на темы классического искусства.
Баскиа мог видеть, что СМИ в основном интересовались его физиогномикой, а не его искусством. В 1985 году его совместная выставка с Уорхолом подверглась резкой критике, у него было ощущение, что он был какой-то модой, время которой уже почти истекло.
Как у художника, у него было очень острое ощущение того, что всегда находится на сцене, всегда играет роль; в конце концов, его первые холсты на подрамниках были созданы для фильма 1981 года, в котором он сыграл роль художника-неудачника. Это дает представление о том, как недолго он жил в созданной им самим мифологии. Наркотики помогали ему сконцентрироваться и соответствовать требованиям, которые предъявлял к нему арт-рынок. Они были частью образа раблезианского художника-мученика, легенды, которая, насколько это было ему известно, оставалась двигателем его успеха. «Люди говорят мне, что я должен бросить наркотики, – должен был он заметить, – и, потом, когда я это делаю, они говорят, что это может сказаться на моем творчестве».
Жан-Мишель Баския (Биография, альбом с работами). Док. фильм «Жан-Мишель Баския: Лучезарное дитя»: vk.com/wall-52526415_16488
#Basquiat#Баския